ИАЦ «Кабар»: Система образования должна приносить пользу государству
ИАЦ «Кабар»: Система образования должна приносить пользу государству

Одной из важнейших направлений в борьбе с коррупцией в Кыргызстане является система образования. Коррупция в этой сфере сопровождает кыргызстанцев от детского сада и до выпускных экзаменов вуза, а в некоторых случаях – до защиты кандидатской или докторской степени. Это приводит к тому, что у кыргызстанца, по мере его взросления, формируется сознание, насквозь пропитанное терпимостью к проявлениям коррупции: «Без взятки ничего сделать не получится». Между тем история становления и база для просвещения населения республики богата на позитивные моменты.

В послевоенные годы Кыргызстан стал одним из самых образованных республик Союза, поскольку во время войны в страну наряду с фабриками и заводами были переброшены различные высшие учебные заведения со всего СССР. Многие академики и профессоры, которые прибыли в Кыргызстан вслед за своими институтами смогли заложить основу для развития образования и науки в республике. Многие связали свою судьбу с Кыргызстаном и внесли свою лепту в его развитие. После 90-х гг. все бывшие союзные республики пошли своим путем, а единая союзная система образования, на которой строилась вся система обучения в стране, начала ощущать проблемы, связанные с требованиями новых условий. Однако дипломы, полученные до 90-х гг. в вузах уже независимых государств, не требуют подтверждения в ряде стран бывшего социалистического блока и в особенности в России.

В начале своей независимости Кыргызстан продолжил руководствоваться нормами и принципами системы образования, разработанными в советское время, но переход к рыночной экономике требовал модернизации всей системы. В новых условиях были нужны не только профессиональные знания и навыки, но и высокие моральные и культурные качества специалиста.

После обретения своей независимости, Кыргызстан непрерывно занят модернизацией и совершенствованием системы образования на всех ее уровнях. Тем не менее, в процессе совершенствования дошкольного, школьного, высшего и послевузовского обучения сталкивается со значительными трудностями.

Снижение финансирования негативно сказалось на бюджете образовательных учреждений, а также на заработной плате педагогов и на учебно-материальной базе образовательных организаций. Слабая государственная поддержка вынудила образовательные учреждения самостоятельно искать новые источники финансирования.

В последние годы по многим причинам сфера образования в Кыргызстане демонстрирует явный спад. Несмотря на множество высших учебных заведений, институтов и университетов, окончившие студенты в большинстве случаев идут работать не по специальности, либо вообще не находят работу. Погоня вузов за количеством, а не за качеством, стала главной из причин невостребованности выпускников. Кроме того, причиной неспособности многих выпускников найти работу лежит в глубокой коррупции, которая сопровождала их в процессе обучения, что и сказалось в последующем на уровне их профессиональной подготовки. Нередко встречаются такие члены общества, которые пользуются либо фальшивыми, либо купленными дипломами о высшем образовании. Правоохранительные органы неоднократно раскрывали такие подлоги и даже на самых высоких уровнях, включая депутатов парламента.

В настоящее время в стране действуют 52 высших учебных заведения, из которых 31 считаются государственными, а остальные - либо частные, либо работают под эгидой зарубежных государств.

В этих институтах и университетах обучаются 223 тыс. студентов. После обретения независимости в Кыргызстане сократилось число ПТУ и профессиональных лицеев. В связи с этим специалисты среднего звена стали дефицитом. Об этом отмечал Президент КР Алмазбек Атамбаев во время встречи с журналистами в прошлом году.

Если взглянуть на статистику, то можно увидеть, что в настоящее время на рынке труда потребность в таких профессиях, как сварщик, электрик, сантехник и подобных специальностях, больше, нежели в юристах или экономистах.

Несовершенство существующих форм контроля, лицензирования и аттестации также не дают гарантии качества получаемого образования. По этой причине происходит обесценивание дипломов ряда учебных заведений, что также создает проблемы с дальнейшим трудоустройством выпускников этих заведений.

В этой связи Министерство образования КР заявило о намерении до конца марта текущего года закрыть все невостребованные институты, факультеты и кафедры при ВУЗах. «Согласно специализации в вузах будет осуществлен переход от количества к качеству. Порядка 12 вузов Кыргызстана сохраняют различные специализации, куда абитуриенты не идут, они не заполняются, поэтому будут закрываться», - заявила министр образования КР Эльвира Сариева.

Министр также пояснила, что в ответ на коррупционные риски, которые выявила комиссия по законности зачисления абитуриентов, министерство образования намерено прекратить практику искусственного занижения проходных баллов ОРТ, которую практиковали ранее некоторые вузы для привлечения абитуриентов.

«У нас зафиксирован единый пороговый балл ОРТ - 110, а значит, для поступления в вуз абитуриентам будет необходимо его набрать. Кроме того, в целях демонтажа коррупционной системы, планируется закрытие юридических лиц при вузах. До конца мая должен остаться 1 вуз как одно юридическое лицо», - отметила она.

В скором времени планируется увеличение заработной платы учителям, которая в последний раз повышалась в 2010 году. По утверждениям Э.Сариевой, в 2015 году для решения данного вопроса потребуется 3 млрд. сомов, а в 2016 году - 9 млрд. сомов.

По этому вопросу доктор педагогических наук, бывший министр образования КР Ишенгуль Болджурова отметила, что, несмотря на то, что системе образование в этом году выделено 29 млрд. сомов, повышение заработной платы учителям - вполне реальная задача. Она также считает, что с вступлением республики в ЕАЭС стабилизируется экономика страны, а далее начнет укрепляться, вследствие чего будет подниматься и заработная плата.

Однако степень коррупции в этой сфере вызывает обеспокоенность в обществе. Информация о причастности высокопоставленных должностных лиц к зачислению студентов в ведущие ВУЗы страны вызвала широкий резонанс в стране.

Ярким примером такого явления стал случай незаконного зачисления 24 абитуриентов на медицинский факультет Кыргызско-Российского Славянского Университета в сентябре 2013 года. В данном деле фигурирует имя депутата Жогорку Кенеша КР К.Осмоналиева. В ходе следственных мероприятий Генеральной прокуратуры КР были установлены нарушения при зачислении в учебное заведение некоторых льготных категорий абитуриентов. Депутат, который возглавляет Комитет по образованию ЖК, направив письменное обращение в Министерство образования и науки КР о рассмотрении вопроса зачисления в КРСУ 27 абитуриентов из различных регионов, якобы пострадавших от стихийных бедствий, из высокогорных районов, малообеспеченных семей и инвалидов, потребовал от ректора КРСУ Нифадьева и министра образования и науки КР Садыкова зачисления этих абитуриентов в указанный университет. Одной из причин отставки бывшего министра образования К.Садыкова стал именно этот случай.

По утверждениям некоторых специалистов из сферы образования, Кыргызстан, при наличии благоприятных условий, модернизации системы образования и улучшенного контроля над нею, может превратиться в студенческую Мекку, наподобие городов Европы и ряда стран Азии.

Примерами могут послужить строительство студенческого городка с собственной инфраструктурой, Университетом Центральной Азии в городе Нарын, турецкий и американский университеты в Бишкеке.

Система высшего образования в Кыргызстане постепенно превратилась в своеобразный бизнес, когда, имея лицензию для обучения, университеты больше заняты созданием платных учебных курсов и целых институтов. А в считающемся флагманом высшего образования Кыргызском государственном национальным университете процесс избрания ректора затянулся настолько, что вызывает нездоровый интерес в обществе. Избранный еще в конце прошлого года один из кандидатов не был назначен Правительством страны из-за судебного процесса, инициированного проигравшим кандидатом. Депутаты парламента не раз поднимали на заседаниях данный вопрос. Этот вопрос остается открытым до сих и, вероятно, будет решен в результате повторных выборов ректора.

Без улучшения ситуации в системе образования Кыргызстан может остаться без профессиональных с современными навыками кадров, которые готовят в стране с учетом специфики и требования государства, а также иностранных студентов, которые приезжают в Кыргызстан получать образование. В настоящее время в Кыргызстане получают образование более 11 тыс. иностранных студентов, из которых 3,500 студентов – из дальнего зарубежья.

По признанию индийских и пакистанских студентов, которые обучаются на медицинских факультетах, Кыргызстан дает большую возможность получить практические навыки, которых не хватает в их странах.

Потенциальные возможности сферы образования Кыргызстана широкие, а условия в стране вполне приемлемые для развития. Государству необходимо навести порядок в этой сфере, что незамедлительно скажется на качестве выпускников, что крайне важно для самого государства.

Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»


kabar.kg