Камила Шаршекеева о проблемах профессионального образования в Кыргызстане
16.05.2012
Ректор Университета менеджмента и дизайна Камила Шаршекеева в интервью K-News рассказала о проблемах профессионального образования и путях их решения.
Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете качество профессионального образования в Кыргызстане?
Самая большая проблема в высшем образовании в следующем: несмотря на изменившиеся социально-экономические условия, вузы в основном продолжают работать по старинке, как во времена Советского Союза. Тогда университеты выполняли функции и задачи, соответствовавшие духу советской плановой экономики, и это было нормально. Но теперь другие стандарты, и уровень жизни зависит от нового качества образования. Посмотрите на образование в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии, – хотим мы этого или нет, нам нужно расширять горизонты и перенимать наиболее ценный опыт других стран.
Сегодня президент говорит о том, что нужно сокращать количество вузов. На мой взгляд,стране прежде всего необходимо определиться, какие выпускники и какого качества образование нам необходимы для успешного развития. Особое внимание надо обращать не на частные вузы, которые всегда будут сражаться за свое место под солнцем и пытаться вносить что-то новое прежде всего потому, что такова их природа, а на государственные, поскольку, на мой взгляд, проблемы наиболее остро встают именно там: в настоящее время в силу определенных причин именно государственные вузы зачастую не отвечают требованиям рынка.
Прежде независимость суждений, особенно в гуманитарных и социальных науках во многом и в силу разных причин ограничивалась. В современном же мире человек должен уметь анализировать информацию, критически ее осмысливать и искать выход из разных ситуаций. Пока мы не научим студентов мыслить независимо, иметь практические навыки и нести ответственность за свои действия, мы не сможем ничего изменить в нашей жизни. Также я считаю очень важным знание иностранных языков и прежде всего сотрудниками вузов, поскольку без знания языков нельзя понять мир, нельзя качественно преподавать.
Еще в 1993 году мне было ясно, что нужно стране для успешного развития, и мы создали Американский университет в Центральной Азии (АУЦА). Потом в 2008 году нами был создан Международный университет в Центральной Азии (МУЦА – региональный университет в городе Токмок – прим. ред.), активно содействующий развитию образования на периферии. А теперь я работаю в Университете менеджмента и дизайна (УМД), который считаю одним из наиболее перспективных вузов страны. Обучение ведется по международным стандартам, преподавание теоретических знаний подкрепляется важными практическими навыками.
В УМД мы планируем построить учебную корпорацию, где студенты смогут реализовать на практике результаты своей образовательной деятельности. Скажем, студенты программы «Туризм и путешествия» смогут полноценно трудиться в турагентстве корпорации, студенты направления «Арт-дизайн» будут творить свои произведения в студии. Идея в том, что достигается синергетика: каждый студент должен иметь возможность в процессе практической деятельности реализовывать свои идеи и применять теоретические знания непосредственно в образовательном процессе.
Нужно ли сокращать количество вузов?
Мы живем в маленькой стране, где нет ни газа, ни нефти, и нам практически нечего экспортировать. Все говорят, что у нас слишком много вузов, но ведь из этого также можно извлечь пользу. Почему бы нам не подумать об экспорте образования? А для этого необходимо поднять уровень и качество обучения в наших университетах, чтобы к нам приезжали учиться из зарубежных стран. Для них учиться в нашей стране относительно недорого, и если в вузах будет предоставляться качественное обучение по мировым стандартам, то иностранцы будут приезжать к нам. А это большой вклад в экономику, потому что кроме обучения они тратят деньги и на проживание, питание и прочее.
Я считаю, что важнее не количество вузов, а их качество. Необходимо кардинально пересмотреть сами принципы управления вузами, отказываться от неактуальных и устаревших программ и методик, вводить новаторские подходы к преподаванию, а главное, индивидуализировать обучение и брать на работу молодые талантливые кадры, создавая им наиболее благоприятные условия. Я считаю, что Министерство образования и науки должно следить за эффективным расходованием государственных средств в госвузах, системно координировать деятельность по реализации социальных проектов, помогая уязвимым слоям населения, способствуя развитию образования в глубинке. А во главе государственных вузов должны стоять люди со знанием рыночной экономики, предпочтительно имеющие западное образование. В этой связи требует пересмотра критерий по количеству специалистов со степенями кандидатов и докторов наук, Возникает вопрос: где Вы найдете специалистов со степенями по управлению бизнесом, туризму, арт-дизайну? Но при этом нельзя допустить, чтобы с водой был выплеснут ребенок: мы обязаны сохранить все лучшее, что было в советском образовании, особенно в медицинском и техническом.
А начинать нужно с создания специального органа по аккредитации вузов, состоящего из независимых от государственных органов местных и иностранных специалистов, которые будут оценивать деятельность университетов. Также важен процесс самооценивания вузов. Если они не будут подходить под заранее совместнопринятые стандарты, то только тогда может быть приостановлена деятельность вуза или он может быть закрыт. Аккредитация – один из наиболее эффективных механизмов мониторинга качества высшего образования, и если он заработает, то не нужны будут такие радикальные меры, как насильственное сокращение количества вузов. В то же время надо определить государственные вузы, имеющие стратегическое значение, но которые должны в первую очередь отвечать принятым стандартам. Когда я была министром образования, я говорила, что вместо того, чтобы понемногу денег выделять на множество университетов, нужно создать несколько сильных вузов, нужных стране, оставив например, технический, медицинский, но эти вузы должны иметь самые современные лаборатории и оборудование. Только тогда студенты смогут стать полноценными специалистами, которые так нужны сегодня стране.
Как Вы думаете, нужно ли отслеживать трудоустройство студентов после вуза?
Конечно, нужно. Потому что определить, в какой мере образование, которое дает тот или иной вуз, отвечает стандартам, можно именно по тому, где и насколько эффективно работают выпускники этого учебного заведения. Качественное образование – это конкурентоспособный товар на мировом рынке. Необходимо проводить систематический мониторинг выпускников вузов, просматривая, каких успехов они добиваются после окончания учебы. Я еще раз подчеркиваю, что мониторинг выпускников и самих вузов должен проводить независимый орган, поскольку никто не сможет обеспечить объективный и прозрачный подход так, как это делают независимые организации.
Должен ли вуз брать на себя обязанности по трудоустройству после окончания учебы?
Вуз должен честно и добросовестно работать, учитывая предпочтения работодателя, ситуацию на трудовом рынке, и тогда молодые люди смогут найти работу после окончания вуза. Но я против того, чтобы вуз сам находил работу выпускникам, я считаю, что обязанность вуза – подготовить студентов так, чтобы после окончания университета они могли найти работу самостоятельно, если их навыки соответствуют требованиям рынка труда, или создавать новые рабочие места. Вуз должен давать то образование, которое отвечает современным требованиям.
Сегодня, к примеру, мы хотим открыть в УМД отделения журналистики, кулинарного искусства и управления дошкольным образованием, которые будут выпускать специалистов нового типа. Студенты будут обучаться по британской системе образования Edexcel, имеющей аккредитацию в 85 странах мира. Кроме того, получив международный диплом и квалификацию самого высокого уровня, выпускники смогут работать во всех странах мира. Это поднимет престиж данных специальностей в нашей стране, и в этом случае нельзя недооценивать реальную пользу УМД для социально-экономического развития Кыргызстана. Может быть, люди не поймут сразу, насколько важны эти направления, но мы точно знаем, что эта ниша сейчас пуста, и ее нужно занять. Потому что очень скоро эти специалисты будут востребованы.
В УМД преподавют руководители различных организаций. Как это помогает в учебе?
Да, у нас уже есть такая практика, необходимая для того, чтобы студенты имели реальное представление о работе. В современном образовании практика имеет решающее значение, хотя это не умаляет роль теории. Когда к нам приходят различные специалисты-практики или руководители целых корпораций, для студентов это бесценный опыт. У ребят есть возможность задавать интересующие их вопросы и узнавать, как добились успеха те, кто сегодня преуспевает. Я считаю, что такую практику обязательно нужно вводить и в других вузах – и в государственных, и в частных.
По моему глубокому убеждению, образование сегодня необходимо стране, как воздух, а экспорт образования должен стать одним из приоритетных направлений экономического развития. Необходимо также развивать корпоративную социальную ответственность всех вузов. Так, УМД с этого учебного года начинает принимать выпускников детских домов и других представителей социально уязвимых слоев нашего общества. Мы также работаем с предпринимателями, убеждая их помогать выпускникам школ из глубинки, что поможет будущим поколениям построить основу счастливой жизни в стране.