Рынок образовательных услуг в Кыргызстане растет и становится все более конкурентоспособным. На сегодняшний день в стране функционирует 53 высших учебных заведения, где обучаются более 230 тыс. студентов. Однако, как известно, большая часть из них получает некачественное образование. В итоге из вузов выходят не высококвалифицированные специалисты, а неприкаянное поколение, которое тратит годы на знания, которые никому не пригодятся.
K-News и Исследовательский центр CAFMI провели анализ и решили разобраться, в чем же проблема нашей образовательной системы, и как ее можно решить.
Практики VS теоретики
«Во многих странах Европы и Азии профессиональное образование начинается с колледжей, институтов или тренинговых центров при крупном бизнесе. В мировом сообществе, практическая сторона является неотъемлемой частью профессионального образования, при котором учащийся получает отзыв от работодателей и бесценный опыт. Только потом, когда профессиональный опыт был приобретен, учащийся думает о продолжении своего обучении в университете», - выяснила консультант CAFMI Мээрим Осмоналиева.
В нашей стране все с точностью наоборот: половина кыргызстанских абитуриентов сразу поступают в вузы, где 4 года, если не больше, получают только теорию. Теорию, теорию и ничего кроме теории. А потом, получают заветный диплом, не имея понятия, что же делать дальше.
И без того скучную теорию у нас не разбавляют даже увлекательными экскурсиями на потенциальные места работы будущего специалиста. Многие даже понятия не имеют, с чем именно связана выбранная профессия.
Ученье – свет?
Попадая в высшее учебное заведение, где теория превалирует над практикой, у наших студентов напрочь отбивают желание получать какие-либо знания. Нудные лекции преподавателей, не заинтересованных в том, чтобы их студенты просвещались, с каждым днем наталкивают на мысли о том, что лучше уж пойти работать официантом, чем выслушивать объемы ненужной информации, не подвластные усвоению нормальным человеком.
Что же делает студент? Обучается искусству обольщения. А если быть точнее, то учится «зачесывать» преподавателям, чтобы получить зачет. А тех, кто на эти уловки не ведется, понятное дело, «разводят». Получив долгожданный диплом, выпускник вуза с большими амбициями думает, что получил счастливый билет в безбедное существование и выходит на рынок труда с видом победителя. Но уже в скором времени понимает, что «победителям», какого бы цвета у него не был диплом, работодатели готовы платить от силы 10 тыс. сомов и то после испытательного срока, который может длиться вечность. Это если еще возьмут. Перспектива получать 25-30 тыс. сомов, работая барменом или официантом в хорошем месте, все сильнее манит наших выпускников. Не всех конечно, но, как показывает статистика, добрую ее часть.
Спрашивается, зачем мы тратим время и деньги на образование, которое не гарантирует нам светлое будущее?
Быть крутым или быть востребованным
В Кыргызстане есть много средне-специализированных профессиональных образовательных учреждений, но учиться в них никто не хочет. Почему? Да потому что непрестижно. Потому что бытует стереотип о том, что в ПТУ учатся те, у кого не хватило либо знаний, либо денег, чтобы поступить в нормальный вуз. А потому выпускники делают все возможное, чтобы поступить в университет. И не просто поступить, а быть зачисленным именно на ту специальность, которая считается престижной. И не важно, хочешь ты там учиться или нет, есть ли у тебя к этому способности или нет. Главное, что теперь можно похвастаться перед родственниками и друзьями. В итоге, у нас половина страны – финансисты, а другая половина – юристы.
«Результат сегодняшней системы высшего образования – невостребованный специалист. Многие университеты, да и само государство не осознают допущенную ошибку, пропагандируя элитность высшего образования и унижая статус средне-профессионального образования. Свою эффективность сегодня доказали профессиональные лицеи и колледжи, которые специализируются на подготовке узко-профильных специалистов, на которых уже есть заказ со стороны бизнеса», - отметила Мээрим Осмоналиева.
Как показывает практика, большинство выпускников средне-профессиональных учреждений сразу получают работу по своей специальности или открывают свое дело. Если проводить сравнительный анализ эффективности колледжей, лицеев и университетов, то первые получат максимальное количество баллов в пользу эффективности и отдачи. Соответственно нужно пересмотреть статус многих университетов в Кыргызстане.
Болонская система: попытка номер 25
Ни для кого не секрет, что в стране наблюдается высокий уровень безработицы. Подготовка квалифицированных кадров могла бы решить основные проблемы страны, со вступлением Кыргызстана в Болонский процесс. Тем более что для реформирования высшего образования Европейская комиссия выделила 15 млн евро. ПЯТНАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ ЕВРО! Вы только вдумайтесь в цифры! За эту сумму можно было бы и всех баранов на пастбище сделать высококвалифицированными специалистами.
Болонская система должна была кардинально поменять систему образования в Кыргызстане в лучшую сторону. Однако как мы видим, поменялось лишь название. Совковый подход остался. Остались и проблемы: несоответствие старых и новых стандартов требованиям рынка труда, наличие в профильных предметах лишних непригодных дисциплин, которые никак не влияют на качество подготовки специалистов, отсутствие взаимосвязи с бизнес-организациями при подготовке специалистов…список можно продолжать бесконечно.
Быть или не быть?
Сегодня образовательные стандарты выступают фиктивным документом, на которые опираются учебные заведения при подготовке своих учебных планов, которые потом утверждаются Министерством образования. Некоторые вузы, может, и хотят поменять программу обучения, но упираются о камень преткновения – закон, запрещающий менять учебный план, противоречащий стандартам.
«Для того чтобы поменять ситуацию, нужно всего лишь поменять подход, - считает Мээрим Осмоналиева. - А именно, сконцентрировать образовательный процесс на самом студенте. То есть, студент будет являться клиентом образования, который сам выбирает необходимые и интересные ему предметы. Во-вторых, нужно менять роль преподавателя от учителя до тренера, который будет не поучать, а направлять студента, делиться опытом. В-третьих, предоставить вузам больше свободы и ответственности при определении учебных программ. И наконец, начать ориентироваться на результат».
Выход есть
Результат обучения в образовательных учреждениях – это востребованный на рынке компетентный высококвалифицированный специалист, который умеет работать по специальности и может зарабатывать себе на жизнь.
Для того, чтобы получить такого специалиста, необходимо налаживать тесные взаимоотношения в бизнес-сектором. Зачем? Затем что бизнес тоже заинтересован в том, чтобы брать в свою команду грамотно обученных готовых специалистов.
В мировой практике бизнес ассоциации выступают основными разработчиками профессиональных стандартов, которые предусматривают набор умений, навыков и компетенций, востребованных на рынке труда, соответственно потом учебные заведения на основе профессиональных стандартов утверждают образовательные стандарты и новые учебные планы. Затем уже меняется сама система обучения с учетом рыночных тенденций.
В Европе, Юго-Восточной Азии многие фабрики и заводы активно участвуют в жизни университетов, проводят дни открытых дверей, сами менеджеры дают мастер-классы, пытаются привлечь на производственную практику «лучших из лучших».
В Европейский странах Болонская система работает согласно принципу «образование в течение всей жизни», для соблюдения этого принципа Европейский Союз разработал Европейские стандарты квалификаций и свою квалификационную систему. В Европе существует 8 уровней квалификаций. Там ни один человек не сядет на кресло министра, не имея соответствующий уровень. А у нас?
В Кыргызстане нет ни стандартов квалификаций, ни квалификационной системы. Поэтому Болонская система будет у нас работать коряво до тех пор, пока мы не будем рассматривать студентов как ресурс, который можно трансформировать в человеческий капитал.
В Кыргызстане, чтобы привлечь бизнес-сообщество в образовательный процесс, необходимо развивать механизмы социального партнерства между заинтересованными сторонами, искать методы и формы взаимодействия. В каждом университете ведь есть Центр занятости, задача которого – информировать студентов о ситуации на рынке труда. Организация Дней открытых дверей для бизнес-сообщества, ярмарок вакансий и других мероприятий, которые помогут выпускникам трудоустроиться – это тоже обязанности таких центров. Есть ли в нашей стране университеты, в которых Центр занятости выполняет свои обязательства? Пожалуй, только в одном или двух. А может, следовало бы начать хотя бы с этого?