Бишкек, 23 апреля /Кабар/. В Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева 24 апреля пройдет концерт ведущих солистов оперы, посвященный памяти народного артиста СССР Булата Минжилкиева.
Как сообщили в пресс-службе театра, в программе классические произведения, популярные арии из европейских и национальных оперных спектаклей.
Дирижеры - народный артист Кыргызстана Жумакадыр Каниметов и Нурматбек Полотов.
Булат Минжилкиев
(1940 – 1998 г.г.)
Исключительным притяжением обладает талант выдающегося певца современности, народного артиста СССР Булата Минжылкиева. Широкая известность, высшие артистические звания и награды, блистательные победы на оперных и концертных сценах мирового значения – всё это пришло к нему благодаря не только дару Божьему, но и многолетнему кропотливому труду.
Булат Минжылкиев родился 23 апреля 1940 года на берегу Иссык- Куля в селе Тору-Айгыр.
Восхождение Булата Минжылкиева к вершинам творчества было долгим – лишь учёбе он посвятил 12 лет жизни. В1957 году он поступает в вокально-хоровую студию при Кыргызском театре оперы и балета. Затем учёба в Ташкентской консерватории у педагога А. Коленковой. В1968 Булат становится стажёром прославленного театра «Ла Скала» и берёт уроки вокала у знаменитых маэстро Барра и Мерлини. А вот путь к признанию был стремительным. В 25лет солист оперного театра, в 28 – блестяще выступил на Всесоюзном фестивале молодых оперных певцов, в 33 – он уже лауреат двух международных конкурсов, в 36 – народный артист Советского Союза.
Его бас – редкий по красоте и выразительности – был подобен отлично отстроенному музыкальному инструменту, восхищал своей широтой, пластичностью, экспрессивностью, мужественным благородством. Он был не только гениальным певцом, но и выдающимся драматическим актёром. На сцене он жил в мире своих героев, потрясая мощной силой перевоплощения. Его таланту было подвластно любое эмоциональное состояние, он владел широчайшей палитрой нюансов, оттенков и с каждым новым выступлением умел найти свежие краски для своего образа.
Редко кому из певцов удаётся воплотить на сцене такое количество разноплановых образов, составляющих целую галерею: Конурбай («Манас»), Мельник («Русалка»), Борис Годунов («Борис Годунов»), Пётр Первый («Пётр Первый»), Мефистофель («Мефистофель»), Хованский («Хованщина»), Монтероне («Риголетто»), Филипп Второй («Дон Карлос»), Эскамилио («Кармен»), Иван Грозный («Псковитянка»), Кутузов («Война и мир»), Варяжский гость («Садко»).
Несомненно, высшие достижения Булата
были на оперной сцене, но огромный успех снискало и его камерное
исполнительство, которое отличалось высоким чувством стиля,
необыкновенной искренностью, сердечностью, полнотой и свободой. В
репертуаре Минжылкиева были кыргызские народные песни, романсы,
зарубежная и русская вокальная классика. Концерты певца всегда обещали
встречу с новыми или редко звучащими произведениями.
Широк был диапазон его гастрольной деятельности. В самых прославленных
залах мира, в многочисленных городах бывшего Союза, в отдалённых уголках
Кыргызстана с огромным успехом проходили его выступления.
Не поддаётся описанию чудодейственное воздействие на зрителя искусства вокала Булата. Сцена и зрительный зал на спектаклях Минжылкиева были единым пространством, в котором царил определённый эмоциональный настрой. Он обладал великим даром магнетизировать зал, приковывать внимание к происходящему на сцене.
Оставив повседневные дела и заботы, зрители шли на его спектакли, заполняя до отказа зал театра, и, затаив дыхание, следили за каждым движением, жестом, мимикой своего кумира. А после спектакля поклонники стремились попасть за кулисы, чтобы сказать ему слова благодарности. Его любили. Любили искренне и преданно все те, кому выпало счастье работать вместе с ним, соприкасаться в повседневной жизни. Он был человеком удивительным – мягким, скромным, искренним, щедрым и весёлым.
Ему чужды были высокомерие, капризы, нередко свойственные знаменитостям.
Неустанно работал Булат с молодыми вокалистами, занимался педагогической
деятельностью в Кыргызском государственном институте искусств. Его
воспитанники сейчас поют во многих театрах мира. Об огромных творческих
возможностях Минжылкиева говорят и его режиссёрские опыты. На сцене
кыргызского театра им была поставлена опера Пуччини «Богема».
В1989 году Минжылкиев стал ведущим солистом Мариинского театра. Россию трудно удивить хорошим голосом. И всё же «кыргызский Орфей» пленил санкт-петербургскую публику. Хотя это одна из лучших трупп мира, но даже там такой голос был редкостью. Многие из нас надеялись, что на берега Невы он уезжает на время. Оказалось – навсегда.
Более трёх десятилетий дарил Булат
Минжылкиев своё искусство людям, жил насыщенно, многогранно, отдавая все
свои силы, выкладываясь без остатка. Сегодня имя Булата Минжылкиева
вписано золотыми буквами в историю кыргызского театра, мировое оперное
искусство. Память о Великом певце и Человеке живёт в сердцах людей.