Камила Шаршекеева о создании АУЦА и дальнейших планах
Камила Шаршекеева о создании АУЦА и дальнейших планах
Экс-министр образования Камила Шаршекеева имеет большой опыт в организации работы университетов нового типа. Она является инициатором и создателем Американского университета в Центральной Азии, Международного университета Центральной Азии. Сейчас она ректор Университета менеджмента и дизайна. О своем опыте Камила Дуйшебаевна планирует написать книгу. В интервью K-News она рассказала об основных этапах создания АУЦА, причинах ухода из университета, своей текущей деятельности и планах.

Камила Дуйшебаевна, с чего начинается история создания АУЦА?

Университет вырос из моей давней мечты о создании открытого честного вуза, в котором студентам было бы интересно учиться, который строился бы на совершенно новых для того времени принципах академической честности, академической свободы и критического мышления, который готовил бы честных высокообразованных людей, думающих о своей стране, способных не только найти свое место в жизни, но и целенаправленно создавать новые рабочие места. Но никакая мечта не станет реальностью, если в ее воплощение не вложить силы. Нужно было создать команду, заразить идеей других, кто вместе с тобой пойдет к цели, найти слова, чтобы тебе поверили и поддержали.

В 1993 году по моей инициативе был создан Кыргызско-американский факультет бизнеса, права и гуманитарных наук (КАФ) при Кыргызском государственном национальном университете. В Кыргызстан прибыли несколько блестящих фулбрайтовских профессоров и сотрудников университета штата Небраски в Линкольне. Помогая нам изменяться, они подтолкнули к тому, что 12 ноября 1997 года небольшой Кыргызско-американский факультет был преобразован в Американский университет в Кыргызстане. Был привлечен также ряд лучших, самоотверженных выпускников центральных вузов бывшего СССР. Этому университету отдано 12 лучших лет моей жизни.

В создании и развитии университета большую роль сыграли экс-президент Кыргызстана Аскар Акаев и его администрация, экс-вице-президент США Альберт Гор и его офис, экс-первая леди США Хиллари Клинтон, экс-послы США в Кыргызстане Айлин Меллой, Энн Зигмунд и особенно Джон О’Кифф, меценат Джордж Сорос и отечественные бизнесмены: ныне покойный Каныбек Таджиев, мои братья Марат, Кубат и Турат Шаршекеевы, Шамиль Атаханов, Болот Аргынов и другие. Был привлечен также ряд лучших самоотверженных выпускников центральных вузов бывшего СССР.

Какие финансовые средства использовались при создании и функционировании университета?

С самого начала работы факультета, а потом и университета огромные усилия были затрачены на поиски ресурсов на развитие, начиная от получения от правительства зданий, приобретения книг, мебели и оборудования до капитального ремонта. Большую часть этих ресурсов АУЦА использует и сегодня.

В 2002 году, после того, как американское правительство одобрило выделение 10 миллионов долларов (в этом большая заслуга Джона О’Киффа) в качестве депозита или счета-гаранта на развитие вуза, а по моей просьбе Джордж Сорос прибавил еще 5 миллионов долларов. После этого университет приобрел надежду на финансовую стабильность. Мы легко перерегистрировали АУК в Американский университет в Центральной Азии. Эти 15 миллионов долларов и составили сумму депозита, на проценты от которой университет функционирует и по сей день.

Также мы договорились с господином Соросом о размере заработной платы президента, которая сопоставима с зарплатой руководителей университетов США. Депозит давал нам возможность увеличить средства на оказание финансовой поддержки студентам, что автоматически поднимало уровень заработной платы преподавателей и сотрудников.

В течение нескольких лет бюджет университета мы довели от нуля до 2 миллионов долларов в год, и это не считая проценты от депозита, которые стали поступать позже.

Вот некоторые самые значительные финансовые средства, привлеченные нами:

- гранты, выделенные Информационным агентством США (ЮСИА), на функционирование КАФ через университет штата Небраски в Линкольне;

- спонсорская помощь отечественных предпринимателей, частных и государственных организаций США и других стран;

- учебно-методическая литература, оборудование, мебель, средства на ремонт зданий (в том числе от Джорджа Сороса);

- грант ЮСИА на развитие профессорско-преподавательского состава;

- грант в 500 тысяч долларов, выделенный ЮСИА по инициативе Альберта Гора;

- грант правительства США почти в 2 миллиона долларов на развитие партнерства с университетом штата Индианы и подготовки магистров для преподавания в АУЦА;

- 6 миллионов долларов на строительство общежития;

- 15 миллионов долларов на депозите/счету-гаранте.

Мне нелегко далась напряженная работа по подготовке к строительству будущего современного и комфортабельного общежития для студентов и приезжих преподавателей. Пришлось убеждать правительство Кыргызстана выделить земельный участок на его строительство, провести переговоры с Джорджем Соросом и правительством США. Всего на паритетных началах было выделено 6 миллионов долларов. В 2002 году состоялась торжественная церемония закладки первого камня на участке за Национальной библиотекой КР.

Что, помимо поисков финансирования, было самым сложным в начале становления университета?

Тогда многому приходилось учиться буквально на ходу. Например, разработке совершенно новых учебных программ (куррикулум) и индивидуальных программ для студентов (силлабус), внедрялись система кредит-часов и новые принципы руководства университетом.

Самым важным в деятельности университета мы считали принцип академической честности и отсутствие коррупции. Один из путей - полная прозрачность бюджета. Тогда мы впервые поняли, что при прозрачном и честном использовании платы за обучение можно выплачивать достаточно большую заработную плату преподавателям и сотрудникам, и это давало нам возможность привлекать лучшие преподавательские силы Кыргызстана.

В те годы необходимо было ввести новые подходы к управлению вузом, а именно сформировать Совет попечителей - орган, решающий основные структурные, организационные и финансовые вопросы и составляющий устав. Совет попечителей формировался долго - полтора года, из-за разногласий с правительством Кыргызстана по поводу отдельных его членов.

Удовлетворены ли вы результатами проделанной работы?

Да, конечно. Например, наши преподаватели и сотрудники всегда получали достаточно высокую для Кыргызстана заработную плату, а отчисления КАФ/АУК/АУЦА в Социальный фонд были самыми большими среди вузов страны.

Вот некоторые цифры, относящиеся к началу 2000-х годов:

- АУЦА за 2002 год перечислил в бюджет республики 14 миллионов 201 тысячу 893 сома, в Соцфонд - 9 миллионов 41 тысячу сомов;

- АУЦА обеспечил работой более чем 350 человек, в том числе 35 иностранных граждан;

- ежегодная оплата коммунальных услуг составляла 1 миллиона 296 тысяч сомов;

- расходы на ремонт здания – 34 миллиона 500 тысяч сомов;

- в АУЦА обучалось более тысячи студентов, среди которых 20 % - граждане из 27 стран мира;

- около 300 тысяч долларов составила оплата за обучение, около 200 тысяч долларов – обеспечение пребывания в республике иностранных граждан, обучавшихся в вузе;

- ежегодно не менее 97 % выпускников АУЦА находили работу и создавали новые рабочие места в Кыргызстане.

В целом, к тому времени, когда я покинула университет, была полностью создана учебная материально-техническая база для получения качественного образования, отвечающего международным стандартам.

В процессе создания и развития университета Вы не ограничивались только экономическими целями. Вы сформировали качественно новое учреждение высшего образования – АУЦА. Какова так называемая содержательная основа университета?

Создавая что-то новое, во многом исключительное, мы, прежде всего, пытались улучшить жизнь в стране и регионе и помочь людям в достижении своих целей.

Тогда КАФ/АУК/АУЦА был совершенно исключительным явлением, синтезировавшим лучшие традиции международного и национального образования. Кредиты АУЦА принимались Джорджтаунским, Гарвардским, Йельским и Колумбийским университетами, а также Лондонской школой экономики, а студенты и выпускники успешно учились в этих вузах.

Как складывались Ваши отношения с Советом попечителей?

Когда был назначен Совет попечителей, его первые члены были перечислены в уставе университета как «учредители», поскольку законодательство Кыргызстана не предусматривало в основном документе такого органа, как Совет попечителей. Я не сомневалась в их честности, но, полагаю, что они решили, что именно они и создали этот вуз из ничего, а не пришли в уже существующую структуру, созданную по инициативе кыргызстанских специалистов. Да, легко работать, когда не нужно думать о многих уже готовых вещах, на которые было потрачено столько времени и жизненных сил.

Почему Вы покинули АУЦА?

Я выступила против нарушения тогдашним президентом АУЦА Дэвидом Хьювайлером этических норм, когда стало известно о его интимных отношениях со студенткой. В этом был явный конфликт интересов. Я также выступила против его попытки перевести в штат Вермонт 50 тысяч долларов, внесенных в фонд университета членом Совета попечителей из Казахстана Айданом Карибджановым. Все это делало небезопасным дальнейшее развитие университета.

Как студенты тогда отнеслись к решению Совета попечителей о Вашем уходе из университета?

Я всегда искренне любила и люблю студентов, и, мне кажется, они отвечали мне взаимностью. Сразу после объявления решения Совета попечителей о моем уходе в годовой творческий отпуск, студенты организовали стихийный митинг и готовы были бойкотировать занятия. Мне пришлось провести с ними встречу, уговорить не бросать учебу. Я никогда не забуду искреннее возмущение, с которым они приняли решение Совета попечителей, и их слова благодарности ко мне. На их вопросы тогда я ответила: «Повзрослеете и все узнаете». Я не сказала им тогда, что мой отказ покинуть университет мог, по мнению некоторых членов Совета, привести к приостановке финансовой поддержки со стороны Джорджа Сороса. А во время творческого отпуска он пригласил меня в Лондон и попросил покинуть университет навсегда.

Какое место в Вашей жизни занимает опыт работы в должности министра образования республики в начале 2000-х годов?

Назначение на эту должность поначалу вызвало у меня крайнее нежелание его принять, в конечном итоге я не жалею, что согласилась, потому что это дало мне возможность, во-первых, глубже понять процессы, происходящие в нашем образовании, а во-вторых, сделать для него что-то нужное и полезное. Так, за это сравнительно короткое время мне удалось разработать вместе с Министерством образования КР основные направления реформы образовательной системы Кыргызстана, инициировать и организовать Общереспубликанское тестирование, которое способствует поступлению в вузы наиболее талантливых выпускников школ и является достаточно эффективным инструментом борьбы с коррупцией в вузах. Членом Наблюдательного совета Центра оценивания в образовании и методов обучения я являюсь до сих пор, помогая решать самые разные проблемы.

Что такое коррупция в Вашем понимании?

Когда я слышу о коррупции в учебных заведениях, мне всегда удивительно, что при этом в основном имеют в виду покупку и продажу оценок, дипломов. С моей точки зрения, это настолько отвратительно и страшно, что угрожает самому понятию «образование», искажает цель и сущность образования как формирования таких ключевых компетенций, как гражданственность, принципиальность, честность. Это все равно, что забрасывать мусором и отбросами учебные аудитории. Меня переполняют возмущение и негодование, когда я думаю об этом. Я вспоминаю, как на международной конференции в Дубровнике в Хорватии я спросила у своих европейских коллег о том, возможно ли такое в их вузах, и вдруг обнаружила, что они совершенно не понимали, что я имела в виду.

Чем Вы занимаетесь в последние годы?

Я продолжаю делать то, что считаю нужным для страны. За последние три года мы создали еще один университет американского стиля – Международный университет в Центральной Азии (МУЦА), помогающий решать наболевшую проблему образования в регионах страны, ведь снижение качества образования и в целом уровня жизни в сельской местности очевидно. Учитывая свой опыт с АУЦА, в МУЦА я вошла в Совет попечителей, что дает мне возможность продолжать его поддерживать и после того, как я покинула позицию и.о. президента.

Большой опыт я приобрела и будучи директором отдела реализации проекта «Сельское образование», деятельность которого также началась благодаря моей просьбе, направленной во Всемирный банк, когда я была министром образования и культуры. А ведь эта международная организация традиционно не финансировала образовательный сектор в нашей стране.

Сейчас я руковожу Университетом менеджмента и дизайна (УМД), вносящий свой вклад в развитие высшего образования в нашей стране, внедряя программы, аккредитованные в Великобритании.

Каковы Ваши дальнейшие планы?

Став ректором УМД, я поняла, что судьба преподнесла мне подарок: вместе с командой мы внедряем в традиционное высшее академическое образование профессионально-технический компонент. Согласно нашей гипотезе, именно это поможет преодолеть безработицу, повлияет на улучшение экономики страны. Это сравнимо с тем, как когда-то при создании АУЦА мы увидели, что именно такая модель высшего образования станет одним из эффективных факторов трудоустройства выпускников и в целом развития экономики страны. Я считаю, что качественное образование – конкурентноспособный товар на мировом рынке. Поэтому образование должно быть направлено на формирование человеческих ресурсов нового качества, что в конечном итоге содействует социальному развитию и росту благосостояния страны, а выпускники вузов не только должны быть способны найти свое место в жизни, трудоустроиться в соответствии со своими интеллектуальными возможностями, но и осознанно, целенаправленно создавать новые рабочие места.

Об опыте создания КАФ-АУК-АУЦА я планирую подробно написать в своей книге.


www.knews.kg